г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д.21 блок 10, н.п. 1070л
19.06.2026
Вопрос: Должно ли физ.лицо, не ИП, при наличии машины грузоподъемностью свыше 3.5 тонн если планирует перевозить грузы регистрироваться в ЕСУТД?
Ответ:
В п.2 приказа Министра по инвестициям и развитию «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» указано что:
2. Правила действуют на всей территории Республики Казахстан и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности.
В соответствии с п.22 приказа Министра по инвестициям и развитию «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»:
22. При оформлении путевого листа и товарно-транспортной накладной на бумажном носителе на грузовое автотранспортное средство с технической допустимой максимальной массой более 3,5 (трех с половины) тонн, перевозчик и грузоотправитель обеспечивает их регистрацию в единой системе управления транспортными документами:
Согласно пп. 2) и 4) п.5 приказа Министра по инвестициям и развитию «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»:
2) автомобильный перевозчик (далее – перевозчик) – это физическое или юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами, за исключением легковых, на праве собственности или на иных законных основаниях, осуществляющее предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений;
4) грузовой автомобиль – это автотранспортное средство с механическим приводом, предназначенное для перевозки грузов по автомобильным дорогам.
В пп. 18) и 23-3) статьи 1 закона «Об автомобильном транспорте» определено что:
18) единая система управления транспортными документами – это информационная система, обеспечивающая регистрацию, учет, обработку и хранение документов, связанных с перевозочной деятельностью в области автомобильного транспорта, и передачу формализованной информации о таких документах соответствующим уполномоченным государственным органам и участникам перевозочного процесса;
23-3) разрешенная максимальная масса – это масса снаряженного автотранспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально разрешенной. За разрешенную максимальную массу состава автотранспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс автотранспортных средств, входящих в состав.
Вывод:
Таким образом если физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) имеет автотранспортное средство с технической допустимой максимальной массой более 3,5 (трех с половины) тонн то при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом такому физическому лицу необходимо зарегистрироваться в единой системе управления транспортными документами (ЕСУТД).
Материал актуален на 16.06.2026 года.
⠀
#ЕСУТД
Если Вы выбрали оплату через мобильное приложение Kaspi, зайдите во вкладку Платежи → Образование → Доп. Образование.
Наименование организации введите Институт Профессиональных Бухгалтеров и Аудиторов РК
