г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д.21 блок 10, н.п. 1070л

Какой курс применять при уплате НДС за нерезидента?

24.02.2026

Вопрос: Какой курс применять при уплате НДС за нерезидента?

 

Ответ:

      В соответствие с п.6 статьи 461 нового Налогового кодекса:

  6. Операция в иностранной валюте в целях настоящего раздела пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением официального курса валюты, установленного на дату совершения оборота.

 

    Согласно п.13 статьи 460 нового Налогового кодекса:

    13. В случае признания работ и услуг, выполненных и оказанных нерезидентом, оборотом плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 454 настоящего Кодекса датой совершения такого оборота является одна из следующих дат:

      дата подписания поставщиком (продавцом) и получателем (покупателем), являющимися сторонами договора, акта выполненных работ, оказанных услуг;

      дата признания в бухгалтерском учете затрат по приобретению работ, услуг от нерезидента – при наличии иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.

    В пп. 3) статьи 21 нового Налогового кодекса определено что:

     3) официальный курс валюты – это официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленный Национальным Банком в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан".

 

     Согласно пп. 26) статьи 8 Закона Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»:

      Национальный Банк Казахстана:

26) устанавливает и публикует официальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам согласно порядку, определяемому Национальным Банком Казахстана;

 

    В пп. 5) п.1 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан «Правила установления официального курса национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам» определено что:

   5) официальный курс национальной валюты –это курс тенге, устанавливаемый Национальным Банком по отношению к иностранным валютам в соответствии с приложением к Правилам. Порядок установления официального курса национальной валюты к иностранным валютам аналогичен порядку определения рыночного курса обмена валют.

    Согласно п.2 и 5 Постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан «Правила установления официального курса национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам»  

    2. Национальный Банк устанавливает официальный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам ежедневно в рабочие дни, в которые фондовая биржа проводит торги по иностранным валютам.

  5. В нерабочие дни действуют курсы, установленные Национальным Банком в рабочий день, предшествующий нерабочему дню.

 

     В п.2 и 3 Совместного постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан и приказа Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил определения рыночного курса обмена валюты» указано что:

    2. Рыночный курс обмена валют определяется ежедневно в рабочие дни, в которые акционерное общество "Казахстанская фондовая биржа" (далее – биржа) проводит торги по иностранным валютам, в следующем порядке:

      1) по доллару Соединенных Штатов Америки (далее – США) рыночный курс обмена валюты определяется как средневзвешенный биржевой курс тенге к доллару США, сложившийся по состоянию на 15-30 часов времени города Астана;

      2) по другим иностранным валютам рыночный курс обмена валют по отношению к тенге определяется как кросс-курс, рассчитанный с использованием рыночного курса доллара США по отношению к тенге и курсов данных валют к доллару США, сложившихся по состоянию на 16-00 часов времени города Астана.

 

     Национальный Банк Республики Казахстан в день проведения торгов на бирже фиксирует курсы иностранных валют по отношению к тенге, определенные в установленном настоящим пунктом порядке, для иностранных валют, указанных в приложении к Правилам установления официального курса национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 августа 2012 года № 242 (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 7977, далее – Правила по официальным курсам).

 

      Рыночные курсы по обменным валютам, не указанным в приложении к Правилам по официальным курсам, определяются организациями самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом. Допускается использование курса иностранной валюты к доллару США, опубликованного в газете Файнэншл Таймс (Financial Times) или на его интернет-ресурсе, а также на информационных порталах Блумберг (Bloomberg) либо Рефинитив (Refinitiv), в день установления рыночного курса доллара США по отношению к тенге.

      3. Рыночный курс обмена валют, определенный в соответствии с пунктом 2 Правил, применяется в рабочий день, следующий за днем проведения торгов на сессии.

      В нерабочие дни действуют курсы, определенные в рабочий день, предшествующий нерабочему дню.

 

Вывод:

   Таким образом при уплате НДС за нерезидента иностранная валюта пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением официального курса валюты, установленного на дату совершения оборота.

 

Материал актуален на 23.02.2026 года.
⠀
#НДС #нерезидент #валютныйкурс #налогиРК #налоговыйучет #бухгалтерияРК #ВЭД #импортуслуг #предпринимательство #консультация #ипба

Задать свой вопрос