г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д.21 блок 10, н.п. 1070л

Можно ли применить корректировку по пп. 55 п.1 статьи 341 НК РК при исчислении ОПВ по договору накопительного страхования?

10.07.2025

Может ли работник применить корректировку при исчислении ОПВ если работник заключил договор накопительного страхования на 3 года, и он написал заявление на удержание из его заработной платы суммы страховых взносов для перечисления в страховую компанию?

 

Ответ:

В пп. 3) п.1 статьи 1 Налогового Кодекса Республики Казахстан определено что социальные платежи – это обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, социальные отчисления, уплачиваемые в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан, отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование, уплачиваемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

   

Согласно пп. 116) п.1 статьи 1 Социального Кодекса Республики Казахстан обязательные пенсионные взносы – это деньги, вносимые в соответствии с настоящим Кодексом в единый накопительный пенсионный фонд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

   

В п.1, пп. 1) п.2, п. 8 статьи 248 Социального Кодекса Республики Казахстан указано что       обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым Социальным Кодексом.

   

Обязательные пенсионные взносы уплачиваются в единый накопительный пенсионный фонд      работниками, лицами, имеющими иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), в том числе работающими в представительствах международных организаций в Республике Казахстан, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Казахстан.

    

В доход для исчисления обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы.

   

Согласно пп. 1) и 2) п.1 статьи 319 Налогового Кодекса Республики Казахстан годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:

      - у источника выплаты;

      - физическим лицом самостоятельно.

   

В пп. 1) и 17) статьи 321 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов:

      - доход работника, в том числе доход домашнего работника и доход трудового иммигранта-резидента;

     - другие доходы, не указанные в пп. 1) – 16) статьи 321 Налогового Кодекса, полученные от налогового агента или из источников за пределами Республики Казахстан.

    

Согласно пп. 1) – 3) п.1 статьи 322 Налогового Кодекса Республики Казахстан доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

      - подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

      - доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 Налогового Кодекса;

      - доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 Налогового Кодекса.

     

Доходом работника, подлежащим налогообложению, также признается доход, полученный (подлежащий получению) членом совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, не являющегося высшим органом управления.   

    

В пп. 1) - 4) п.3, п. 9 статьи 248 Социального Кодекса Республики Казахстан указано что от уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются:

      - лица, достигшие пенсионного возраста в соответствии с п. 1 статьи 207 Социального Кодекса;

      - лица, имеющие инвалидность первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно. Уплата обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд осуществляется по заявлению лиц, указанных в пп. 2) п. 3 статьи 248 Социального Кодекса;

      - военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;

      - получатели пенсионных выплат за выслугу лет.

    

Удержанные (начисленные) обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы перечисляются в Государственную корпорацию в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

     

Согласно пп. 1) – 4) п.7 Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взыскания по ним» обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

      - указанных в п. 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением лиц, указанных в абзаце девятом пп. 31) пункта 2 статьи 319 Налогового Кодекса;

      - указанных в статье 329, п. 1 статьи 330 Налогового кодекса;

    указанных в статье 329, пункте 1 статьи 330 Налогового кодекса;

      - указанных в п. 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27) и 50) п. 1 статьи 341, а также пп. 42) и 43) п. 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода) (при этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым пп. 17) п. 1 статьи 341 Налогового кодекса);

     - полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды лицами с инвалидностью и иными лицами, указанными в пп. 2) п. 1 статьи 346 Налогового кодекса.

     

В пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

   - страховые премии (страховые взносы – в случае, если договором предусмотрена уплата страховых премий в рассрочку) в пределах 320-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, оплаченные в течение календарного года физическим лицом-резидентом по договору накопительного страхования, заключенному на срок три и более года.

     

В целях части первой пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса корректировка дохода применяется в том налоговом периоде, на который приходится дата уплаты страховой премии (страхового взноса), и подтверждающими документами для применения такой корректировки являются:

      заявление о применении налогового вычета;

      договор накопительного страхования;

      график уплаты страховых взносов (при наличии);

      документ, подтверждающий уплату страховой премии (страховых взносов);

     Согласно п.1 и 4 статьи 818 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть)   страховая премия – это сумма денег, которую страхователь обязан уплатить страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) в размере, определенном договором страхования.

    

Договором может быть предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку в виде периодических страховых взносов.

   

В соответствии с п.1, 2 статьи 803 и п.1 статьи 813 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) по договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплатить страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены случаи осуществления иных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных договором страхования.  

     

Страхование осуществляется на основе договора страхования.

Страхователь – это лицо, заключившее договор страхования со страховщиком.

 

Вывод:

Таким образом в доход для исчисления обязательных пенсионных взносов (ОПВ) включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы. При этом ОПВ в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов, указанных в п. 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27) и 50) п. 1 статьи 341, а также пп. 42) и 43) п. 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода) (при этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым пп. 17) п. 1 статьи 341 Налогового кодекса).

  

Однако страховые взносы, которые удерживаются из заработной платы работника по его заявлению и перечисляются в страховую компанию, не являются выплатами работодателя в пользу работника, так же они не возмещаются работодателем и соответственно работодателем не может быть начислить работнику доход.    

   

Следовательно, по мнению эксперта, если работник заключил договор накопительного страхования на 3 года, и он написал заявление на удержание из его заработной платы суммы страховых взносов для перечисления в страховую компанию то будет не корректно при исчислении ОПВ применять корректировку на сумму страховых взносов (страховых премий).

 

Данные актуальны на 26.06.2025 года.
⠀
#ОПВ #накопительноестрахование #договорстрахования #статья341 #Налоговыйкодекс #пенсионныевзносы #вычеты #финансоваяграмотность #работодатель #Казахстан #ипба

Задать свой вопрос