г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д.21 блок 10, н.п. 1070л

Можно ли применить пп. 55 п.1 статьи 341 НК РК при исчислении ОПВР по договору накопительного страхования?

11.07.2025

Возможно ли ТОО ОУР применить пп. 55) п.1 статьи 341 НК РК при исчислении ОПВР если работник заключил договор накопительного страхования на 3 года, и он написал заявление на удержание из его заработной платы суммы страховых взносов для перечисления в страховую компанию?

 

Ответ:

В пп. 3) и 18) п.1 статьи 1 Налогового Кодекса Республики Казахстан определено что:      

 - общеустановленный порядок налогообложения – это порядок исчисления, уплаты налогов и платежей в бюджет, представления налоговой отчетности по ним, установленный Особенной частью Налогового Кодекса, за исключением порядка, определенного разделом 20 Налогового Кодекса;

  - социальные платежи – это обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, социальные отчисления, уплачиваемые в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан, отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование, уплачиваемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

   

Согласно пп. 58) п.1 статьи 1 Социального Кодекса Республики Казахстан обязательные пенсионные взносы работодателя – это деньги, перечисленные агентами за счет собственных средств на условный пенсионный счет в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

     

В соответствии с п.1, пп. 1) п.2, п. 6 - 8 статьи 248 Социального Кодекса Республики Казахстан    обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым Социальным Кодексом.

  

Обязательные пенсионные взносы уплачиваются в единый накопительный пенсионный фонд      работниками, лицами, имеющими иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), в том числе работающими в представительствах международных организаций в Республике Казахстан, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Казахстан.

    

Обязательные пенсионные взносы работодателя в единый накопительный пенсионный фонд уплачиваются агентами за работников, лиц, имеющих иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), за исключением случаев, предусмотренных частью третьей п.6 статьи 248 Социального Кодекса.

     

Порядок и сроки исчисления (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов работодателя в единый накопительный пенсионный фонд и взыскания по ним разрабатываются уполномоченным государственным органом и утверждаются Правительством Республики Казахстан.

     

От уплаты обязательных пенсионных взносов работодателя в единый накопительный пенсионный фонд освобождается агент за:

      1) лиц, достигших пенсионного возраста в соответствии с п. 1 статьи 207 Социального Кодекса;

      2) лиц с инвалидностью первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

      3) военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лиц, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;

      4) получателей пенсионных выплат за выслугу лет;

      5) судей Конституционного Суда Республики Казахстан, полномочия которых прекращены в связи с истечением установленного Конституцией Республики Казахстан срока пребывания в должности, получающих ежемесячное пожизненное содержание, судей в отставке, получающих ежемесячное денежное содержание;

      6) лиц, родившихся до 1 января 1975 года.

    

Обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы уплачиваются в национальной валюте Республики Казахстан.

     

В доход для исчисления обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя, обязательных профессиональных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы.

  

Согласно с пп. 1) и 2) п.1 статьи 319 Налогового Кодекса Республики Казахстан годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:

      - у источника выплаты;

      - физическим лицом самостоятельно.

   

В пп. 1) и 17) статьи 321 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов:

      - доход работника, в том числе доход домашнего работника и доход трудового иммигранта-резидента;

     - другие доходы, не указанные в пп. 1) – 16) статьи 321 Налогового Кодекса, полученные от налогового агента или из источников за пределами Республики Казахстан.

    

Согласно пп. 1) – 3) п.1 статьи 322 Налогового Кодекса Республики Казахстан доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

      - подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

      - доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 Налогового Кодекса;

      - доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 Налогового Кодекса.

     

Доходом работника, подлежащим налогообложению, также признается доход, полученный (подлежащий получению) членом совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, не являющегося высшим органом управления.   

    

В п.9 статьи 248 Социального Кодекса Республики Казахстан указано удержанные (начисленные) обязательные пенсионные взносы, обязательные пенсионные взносы работодателя, обязательные профессиональные пенсионные взносы перечисляются в Государственную корпорацию в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

    

В соответствии с пп. 1) - 4) п.7 Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил и сроков исчисления (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов работодателя в единый накопительный пенсионный фонд и взыскания по ним» при осуществлении обязательных пенсионных взносов работодателя не учитываются виды выплат и доходов:

      - указанных в п. 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее – Налоговый кодекс);

      - указанных в статье 329, п.1 статьи 330 Налогового кодекса;

      - указанных в п. 1 статьи 341, за исключением установленных пп. 12) и 50) п. 1 статьи 341, а также пп. 42) и 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода);

      - полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды лицами с инвалидностью и иными лицами, указанными в пп. 2) п. 1 статьи 346 Налогового кодекса.

   

В пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

   - страховые премии (страховые взносы – в случае, если договором предусмотрена уплата страховых премий в рассрочку) в пределах 320-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, оплаченные в течение календарного года физическим лицом-резидентом по договору накопительного страхования, заключенному на срок три и более года.

     

В целях части первой пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса корректировка дохода применяется в том налоговом периоде, на который приходится дата уплаты страховой премии (страхового взноса), и подтверждающими документами для применения такой корректировки являются:

      заявление о применении налогового вычета;

      договор накопительного страхования;

      график уплаты страховых взносов (при наличии);

      документ, подтверждающий уплату страховой премии (страховых взносов);

   

Согласно п.1 и 4 статьи 818 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) страховая премия – это сумма денег, которую страхователь обязан уплатить страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) в размере, определенном договором страхования.

Договором может быть предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку в виде периодических страховых взносов.

     

В соответствии с п.1, 2 статьи 803 и п.1 статьи 813 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) по договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплатить страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

     

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены случаи осуществления иных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных договором страхования.  

      

Страхование осуществляется на основе договора страхования.

      Страхователь – это лицо, заключившее договор страхования со страховщиком.

 

Вывод:

Таким образом в доход для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР) включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы. При этом при исчислении ОПВР не учитываются виды выплат и доходов, указанных в п. 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных пп. 12) и 50) п. 1 статьи 341, а также пп. 42) и 43) п. 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода).

  

Однако страховые взносы, которые удерживаются из заработной платы работника по его заявлению и перечисляются в страховую компанию, не являются выплатами работодателя в пользу работника, они не возмещаются работодателем, следовательно, не могут рассматриваться в качестве дохода работника.

   

Соответственно, по мнению эксперта, не корректно будет товариществом с ограниченной ответственностью (ТОО) которое применяет общеустановленный режим налогообложения (ОУР) применить данную корректировку и исключить такие страховые премии (страховые взносы) из объекта исчисления ОПВР.

 

 

Данные актуальны на 27.06.2025 года.
⠀
#ОПВР #накопительноестрахование #страховыевзносы #статья341 #НКРК #вычеты #пенсионныенакопления #налоговыевопросы #ТОО #финансоваяграмотность #ипба

Задать свой вопрос