г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д.21 блок 10, н.п. 1070л

Можно ли применить пп. 55 п.1 статьи 341 НК РК при исчислении СН по договору накопительного страхования?

09.07.2025

Возможно ли ТОО ОУР применить корректировку при исчислении СН если работник заключил договор накопительного страхования на 3 года, и он написал заявление на удержание из его заработной платы суммы страховых взносов для перечисления в страховую компанию?

 

Ответ:

В пп. 18) п.1 статьи 1 Налогового Кодекса Республики Казахстан определено что общеустановленный порядок налогообложения – это порядок исчисления, уплаты налогов и платежей в бюджет, представления налоговой отчетности по ним, установленный Особенной частью Налогового Кодекса, за исключением порядка, определенного разделом 20 Налогового Кодекса.

    

Согласно пп. 1) – 5) п.1, пп. 1) – 2) п.2 статьи 482 Налогового Кодекса Республики Казахстан плательщиками социального налога являются:

      - индивидуальные предприниматели;

      - лица, занимающиеся частной практикой;     

     - юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено п. 3 статьи 484 Налогового Кодекса;

      - юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения;

      - юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения.    

      

Не являются плательщиками социального налога следующие налогоплательщики:

      - применяющие специальный налоговый режим:

      на основе патента;

      для крестьянских или фермерских хозяйств;

      розничного налога;

      с использованием специального мобильного приложения;    

     - специализированные организации, в которых работают лица с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям п.3 статьи 290 Налогового Кодекса.

   

В пп.1) п.2 статьи 484 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что объектом налогообложения для плательщиков, указанных в пп. 3), 4) и 5) п. 1 статьи 482 Налогового Кодекса, являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в п. 1 статьи 322 Налогового Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в пп. 20), 22), 23) и 24) п. 1 статьи 644 Налогового Кодекса).

   

Согласно пп. 1) и 2) п.1 статьи 319 Налогового Кодекса Республики Казахстан годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:

      - у источника выплаты;

      - физическим лицом самостоятельно.

   

В пп. 1) и 17) статьи 321 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов:

      - доход работника, в том числе доход домашнего работника и доход трудового иммигранта-резидента;

     - другие доходы, не указанные в пп. 1) – 16) статьи 321 Налогового Кодекса, полученные от налогового агента или из источников за пределами Республики Казахстан.

    

Согласно пп. 1) – 3) п.1 статьи 322 Налогового Кодекса Республики Казахстан доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

      - подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

      - доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 Налогового Кодекса;

      - доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 Налогового Кодекса.

     

Доходом работника, подлежащим налогообложению, также признается доход, полученный (подлежащий получению) членом совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, не являющегося высшим органом управления.   

     

В соответствии с пп. 1) – 5) п.3 статьи 484 Налогового Кодекса Республики Казахстан из объекта налогообложения исключаются:

      - обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      - взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании;

     - доходы, установленные в п. 1 статьи 341 Налогового Кодекса, за исключением доходов, установленных в пп. 10) п. 1 статьи 341 Налогового Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 50) пункта 1 статьи 341 настоящего Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан;

      - доходы, установленные в пп. 10) статьи 654 Налогового Кодекса;

      - выплаты, производимые за счет средств грантов.

     

Положения пп. 5) п.3 статьи 484 Налогового применяются, если выплаты производятся в соответствии с договором (контрактом), заключенным с грантополучателем либо с исполнителем, назначенным грантополучателем для осуществления целей (задач) гранта.

       

В пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):

   - страховые премии (страховые взносы – в случае, если договором предусмотрена уплата страховых премий в рассрочку) в пределах 320-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, оплаченные в течение календарного года физическим лицом-резидентом по договору накопительного страхования, заключенному на срок три и более года.

     

В целях части первой пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса корректировка дохода применяется в том налоговом периоде, на который приходится дата уплаты страховой премии (страхового взноса), и подтверждающими документами для применения такой корректировки являются:

      заявление о применении налогового вычета;

      договор накопительного страхования;

      график уплаты страховых взносов (при наличии);

      документ, подтверждающий уплату страховой премии (страховых взносов);

   

Согласно п.1 и 4 статьи 818 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) страховая премия – это сумма денег, которую страхователь обязан уплатить страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) в размере, определенном договором страхования.

    

Договором может быть предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку в виде периодических страховых взносов.

    

В соответствии с п.1, 2 статьи 803 и п.1 статьи 813 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) по договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплатить страховую премию, а другая сторона (страховщик) обязуется при наступлении страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

    

Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены случаи осуществления иных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных договором страхования.  

     

Страхование осуществляется на основе договора страхования.

Страхователь – это лицо, заключившее договор страхования со страховщиком.

 

Вывод:

Таким образом поскольку плательщиком социального налога (СН) является работодатель и из объекта исчисления СН исключаются доходы, установленные в п. 1 статьи 341 Налогового Кодекса, за исключением доходов, установленных в пп. 10) п. 1 статьи 341 Налогового Кодекса, а также доходов, установленных в пп. 50) п. 1 статьи 341 Налогового Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан.

  

При этом объектом налогообложения СН являются расходы работодателя по доходам работника. Однако страховые взносы, которые удерживаются из заработной платы работника по его заявлению и перечисляются в страховую компанию, а не возмещаются работодателем не могут быть начислены работодателем как доход в виде расходов физического лица на уплату таких премий.

 

Следовательно, по мнению эксперта, товариществом с ограниченной ответственностью (ТОО) которое применяет общеустановленный режим налогообложения (ОУР) не корректно будет исключать из объекта налогообложения СН такие страховые премии (страховые взносы). 

 

 Данные актуальны на 25.06.2025 года.
⠀
#Налоговыйкодекс #статья341 #накопительноестрахование #соцналог #налоговыевычеты #страхование #ИПН #Казахстан #финансоваяграмотность #договорстрахования #ипба

Задать свой вопрос