г.Алматы, пр. Аль-Фараби, д.21 блок 10, н.п. 1070л
08.07.2025
Возможно ли применить корректировку при исчислении ВОСМС и ООСМС если работник заключил договор накопительного страхования на 3 года, и он написал заявление на удержание из его заработной платы суммы страховых взносов для перечисления в страховую компанию?
Ответ:
В п.1, пп. 2), 2-1) п.2 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» указано что плательщиками отчислений являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном главой 6 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», и работодатели, применяющие специальные налоговые режимы и осуществляющие уплату отчислений в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Плательщиками взносов являются:
Порядок уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа определяется уполномоченным государственным органом в области социального обеспечения по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан, а также уполномоченным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет, и уполномоченными государственными органами по государственному планированию, в области здравоохранения и области цифрового развития.
Согласно п.2, 2-1, пп. 1) – 4) п.3 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику, в том числе государственному и гражданскому служащему, в виде доходов, исчисленных в соответствии со статьей 29 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании»
Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, являющегося субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), выплачиваемые в виде дохода работнику, предусмотренного статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
От уплаты отчислений освобождаются работодатели за:
В п. 5, 5-1), пп. 1) - 4) п.7 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» указано что объектами исчисления взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц и индивидуальных помощников, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 настоящего Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Объектом исчисления взносов работников, предусмотренных пп. 2-1) п. 2 статьи 14 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», подлежащих уплате в фонд, является доход работника, предусмотренный статьей 322 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), начисленный работодателем, являющимся субъектом микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, предусмотренные параграфом 3 главы 77 и главой 78 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов с единого платежа, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Освобождаются от уплаты взносов в фонд:
В соответствии с п.1, пп. 1) – 5) п.4 статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных п. 4 статьи 29 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Доходами персонала дипломатической службы, направленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан на работу в загранучреждение Республики Казахстан, в период пребывания на территории иностранного государства в связи с осуществлением профессиональной деятельности являются доходы, начисленные работодателем на территории Республики Казахстан в национальной валюте, за исключением доходов, установленных п. 4 статьи 29 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов:
Действие п.7 статьи 29 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» не распространяется на:
доходы лиц, указанных в пп. 3-1) п. 2 статьи 14 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании».
доходы индивидуальных помощников.
В пп. 1) – 3) п.1 статьи 322 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:
Доходом работника, подлежащим налогообложению, также признается доход, полученный (подлежащий получению) членом совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, не являющегося высшим органом управления.
В пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее – корректировка дохода):
В целях части первой пп. 55) п.1 статьи 341 Налогового Кодекса корректировка дохода применяется в том налоговом периоде, на который приходится дата уплаты страховой премии (страхового взноса), и подтверждающими документами для применения такой корректировки являются:
Согласно п.1 и 4 статьи 818 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) страховая премия – это сумма денег, которую страхователь обязан уплатить страховщику за принятие последним обязательств произвести страховую выплату страхователю (выгодоприобретателю) в размере, определенном договором страхования.
Договором может быть предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку в виде периодических страховых взносов.
Вывод:
Таким образом поскольку отчисления и (или) взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС и ВОСМС) не удерживаются с доходов, указанных в п. 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в пп. 10), 12) и 13) п. 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
При этом в рассматриваемой ситуации у работника нет дохода поскольку такие страховые премии (страховые взносы) не возмещаются работодателем работнику и соответственно не может быть начислен доход в виде расходов физического лица на уплату таких страховых премий (страховых взносов).
Следовательно, по мнению эксперта, если работник заключил договор накопительного страхования на 3 года, и он написал заявление на удержание из его заработной платы суммы страховых взносов для перечисления в страховую компанию то не корректно будет уменьшать объект, принимаемый для исчисления ООСМС и ВОСМС на сумму страховых премий (страховых взносов).
Данные актуальны на 24.06.2025 года.
⠀
#ВОСМС
Если Вы выбрали оплату через мобильное приложение Kaspi, зайдите во вкладку Платежи → Образование → Доп. Образование.
Наименование организации введите Институт Профессиональных Бухгалтеров и Аудиторов РК
