Вопрос: Если физлицо работает в нескольких местах, ограничение 7 МЗП по СО это совокупно по всем работам или только по одной?
Ответ:
В пп. 56) п.1 статьи 1 Трудового кодекса определено что:
56) совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно п.4 статьи 32 Трудового кодекса:
4. Для заключения трудового договора о работе по совместительству с другим работодателем работник представляет справку о характере и условиях труда по основному месту работы (место работы, должность, условия труда).
В статье 243 Социального кодекса указано что:
Обязательному социальному страхованию подлежат:
1) работники, лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), в том числе осуществляющие трудовую деятельность в представительствах международных организаций в Республике Казахстан, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Казахстан;
Лица, достигшие возраста, предусмотренного статьей 207 настоящего Кодекса, не подлежат обязательному социальному страхованию.
Действие настоящей статьи распространяется на кандасов, а также постоянно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, наравне с гражданами Республики Казахстан.
Согласно п.1 и 7 статьи 245 Социального кодекса:
1. …….
ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В случае если объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика за календарный месяц составляет менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.
Положение части четвертой настоящего пункта не распространяется на лиц, указанных в подпунктах 7) и 8) части первой статьи 243 настоящего Кодекса.
7. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, которые в целях налогообложения не рассматриваются в качестве дохода физического лица, за исключением дохода индивидуального помощника, оказывающего социальные услуги лицу с инвалидностью первой группы, имеющему затруднение в передвижении.
Действие настоящего пункта не распространяется на доходы работников, с которых исчисляется единый платеж в соответствии с главой 94 Налогового кодекса Республики Казахстан, а также на доходы лиц, указанных в статьях 101-1 и 102-1 настоящего Кодекса.
В пп. 18) п.1 статьи 1 Социального кодекса определено что:
18) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – это работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим для самозанятых, предусмотренный Налоговым кодексом Республики Казахстан, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе налоговые агенты, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан, осуществляющие уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).
В качестве плательщика социальных отчислений признаются местные исполнительные органы или иные юридические лица при выплате материальной выгоды индивидуальным помощникам, а также оператор интернет-платформы, определенный подпунктом 1) пункта 2 статьи 102 настоящего Кодекса, уплачивающий социальные отчисления за лиц, указанных в подпункте 8) части первой статьи 243 настоящего Кодекса.
Вывод:
Таким образом верхний предел в размере 7-кратный минимальный размер заработной платы (МЗП) при исчислении социальных отчислений (СО) применяет каждый работодатель. При этом если работник является внутренним совместителем (т.е. если трудовой договор заключен как по основной работе, так и по совместительству с один и тем же работодателем), то в этом случае работодатель применяет верхний предел в размере 7 МЗП при исчислении СО совокупно по всем доходам этого работника.
Материал актуален на 02.03.2026 года.
⠀
#социальныеотчисления #СО #МЗП #соцплатежи #работникиРК #работодательРК #налогиРК #бухгалтерияРК #кадрыРК #ипба