Вопрос: Включается ли размер импорта в предельный порог оборота для обязательной постановки на НДС?
Ответ:
В соответствии с п.1 – 4 статьи 99 нового Налогового кодекса:
1. Постановка на регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость (далее в целях настоящего параграфа – налог) осуществляется в виде:
1) добровольной постановки на регистрационный учет плательщика налога;
2) обязательной постановки на регистрационный учет плательщика налога;
3) условной постановки на регистрационный учет плательщика налога.
2. Обязательная и добровольная постановка на регистрационный учет плательщика налога осуществляется в базе налогоплательщиков.
3. Постановке на регистрационный учет плательщика налога не подлежат:
1) государственное учреждение;
2) структурное подразделение юридического лица – резидента;
3) лицо, занимающееся частной практикой;
4) налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим;
5) физическое лицо.
4. Для целей постановки на регистрационный учет плательщика налога:
1) оборот определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 449 настоящего Кодекса, с нарастающим итогом с даты, установленной статьей 101 настоящего Кодекса;
2) предельный порог оборота – оборот, равный 10 000-кратному размеру месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Согласно пп. 1) и 2) п.1 статьи 449 нового Налогового кодекса:
1. Облагаемым оборотом являются:
1) оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 450 настоящего Кодекса.
В случае несоблюдения требований, установленных статьей 213 настоящего Кодекса, ранее освобожденный оборот при передаче имущества в финансовый лизинг признается облагаемым оборотом ретроспективно с даты совершения оборота по реализации;
2) оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость при приобретении работ, услуг от нерезидента в соответствии со статьей 454 настоящего Кодекса.
В пп. 7) и 9) статьи 8 нового Налогового кодекса определено что:
7) реализация:
отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи;
передача имущества по договору лизинга;
передача заложенных товаров залогодержателю при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства;
9) импорт товаров – это ввоз товаров:
на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;
на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена ЕАЭС.
Вывод:
Таким образом размер импорта не включается в предельный порог оборота для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС.
Материал актуален на 02.03.2026 года.
⠀
#НДС #регистрацияпоНДС #порогНДС #импорт #оборот #налогиРК #налоговыйучет #ВЭД #бухгалтерияРК #ипба