Вправе ли ИП на ОУР при приобретении товаров у КХ на СНР для КФХ взять их на вычет?
Вопрос: Если ИП на ОУР приобретет товары у КХ которое применяет СНР для КФХ может ли ИП отнести их на вычет?
Ответ:
В статье 392 нового Налогового кодекса указано что:
Доход индивидуального предпринимателя за налоговый период состоит из доходов, полученных в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода от деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и определяется:
в общеустановленном порядке налогообложения, который аналогичен порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленному статьей 237 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 238 – 254, главами 27 – 31 настоящего Кодекса,
Согласно п.2 статьи 393 нового Налогового кодекса:
2. Налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, применяющего общеустановленный порядок налогообложения, за налоговый период определяется в следующем порядке:
доход индивидуального предпринимателя за налоговый период, определенный в порядке, аналогичном порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленному разделом 5 настоящего Кодекса,
плюс (минус)
корректировка дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за налоговый период, определенная в порядке, аналогичном порядку определения уменьшения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленному статьей 255 настоящего Кодекса, и корректировки доходов, установленному статьей 256 настоящего Кодекса в целях исчисления корпоративного подоходного налога,
минус
вычеты, определенные в порядке, аналогичном порядку определения расходов, относимых на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленному статьями 257 – 287 с учетом особенностей, предусмотренных главами 27 – 31 настоящего Кодекса,
плюс (минус)
корректировка вычетов, определенная в порядке, аналогичном порядку определения корректировки вычетов в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленному статьей 288 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 и 4 статьи 257 нового Налогового кодекса:
1. Расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей, статьями 258 – 273, главами 27 – 31 настоящего Кодекса, за исключением затрат (расходов), не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.
Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.
4. Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
В пп. 16) статьи 286 нового Налогового кодекса указано что:
Вычету не подлежат:
16) расходы налогоплательщика по приобретению товаров, работ, услуг у лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации на дату получения таких товаров, работ, услуг.
Датой получения товаров признается дата фактической передачи товаров покупателю на основании подтверждающих документов.
Датой получения работ, услуг признается дата подписания акта выполненных работ, оказанных услуг или иного документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг.
Вывод:
Таким образом при соответствии условиям, указанным в статье 257 нового Налогового кодекса индивидуальный предприниматель (ИП) который применяет общеустановленный порядок налогообложения (ОУР) вправе отнести на вычеты расходы по приобретению товаров, работ, услуг у крестьянского хозяйства (КХ) которое применяет специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств (СНР для КФХ).
Материал актуален на 16.02.2026 года.
⠀
#ИП #ОУР #СНР #КФХ #налогиРК #налоговыйучет #вычеты #расходы #бухгалтерия #предпринимательство #ипба