г. Алматы, ул. Толе би, 83

О внесении изменения в порядок осуществления госконтроля в отношении респондентов

08.05.2024

О внесении изменения в порядок осуществления госконтроля в отношении респондентов.     

   Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ведения бизнеса» от 6 апреля 2024 года внесены изменения в статью 12-2 Закона РК «О государственной статистике». (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12-2 Закона РК «О государственной статистике» до внесения изменений

Статья 12-2 Закона РК «О государственной статистике» после внесения изменений и дополнений

1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов осуществляется в форме профилактического контроля без посещения респондентов.

 

1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников осуществляется в форме дистанционного контроля, периодической и внеплановой проверки в соответствии с настоящей статьей.

2. Профилактический контроль без посещения респондентов осуществляется в виде выявления непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, а также представления ими недостоверных первичных статистических данных.

 

2. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников проводится с целью выявления:

      1) недостоверности административных данных;

      2) непредставления административных данных;

      3) несогласованных форм, предназначенных для сбора административных данных;      

4) несогласованных методик расчета показателей;

      5) несоответствия качества данных требованиям по управлению данными.

      3. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения респондентов оформляется заключение, которое направляется респонденту в срок не позднее двух рабочих дней со дня выявления нарушений.

 

3. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников осуществляется:

      1) по центральным государственным органам, их ведомствам, Национальному Банку Республики Казахстан – ведомством уполномоченного органа;

      2) по местным государственным органам, территориальным подразделениям центральных государственных органов и их ведомствам, акимам поселков, сел, сельских округов – территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа.

      4. Заключение вручается респонденту лично под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, полученному из официальных источников, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.

 

      4. Дистанционный контроль проводится на постоянной основе без посещения административного источника путем мониторинга, анализа, оценки качества и сопоставления административных данных, полученных ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями из официальных источников.

 

5. Заключение, адресованное респонденту, направляется по месту регистрации респондента.

 

5. При выявлении нарушений в действиях (бездействии) административного источника оформляется и направляется заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений, в котором указываются:

      1) номер, дата и место составления заключения;

      2) наименование государственного органа;

      3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лица, уполномоченного на проведение дистанционного контроля;

      4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлеченных для проведения дистанционного контроля;

      5) наименование административного источника, его место нахождения;

      6) проверяемый период;

      7) выявленные нарушения и требования об их устранении с указанием срока исполнения;

8) подпись должностного лица, проводившего дистанционный контроль.

      Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, считается надлежащим образом доставленным в случаях направления его по электронному документообороту или по электронному адресу, полученному из официальных источников (интернет-ресурс административного источника), либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.

 

     6. Заключение признается надлежащим образом  доставленным в случаях:

 

      1) наличия подписи респондента о получении заключения;

 

      2) направления заключения заказным письмом, которое вручается респонденту (физическому лицу) лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под роспись на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении.

 

      Заключение, адресованное юридическому лицу, вручается руководителю либо его уполномоченному лицу, который расписывается в получении заключения на уведомлении о вручении с указанием своей фамилии, инициалов и должности;

 

      3) направления заключения заказным письмом по адресу регистрации респондента, но не врученного по причине отсутствия респондента (не проживает, не находится) по указанному адресу;

 

      4) направления заключения в виде текстового сообщения по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, которые респондент указал в ранее представленной статистической форме, подписанной респондентом или его представителем.

6. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, исполняется административным источником в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, с обязательным представлением в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение материалов, доказывающих факт устранения нарушений.

 

7. При отказе респондента принять заключение лицо, доставляющее или вручающее его, делает соответствующую отметку на уведомлении, которое возвращается в орган (должностному лицу).

 

  7. При неисполнении в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 настоящей статьи, возбуждается административное производство в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 2 настоящей статьи, а также отрицательные результаты предыдущих проверок, проведенных в соответствии с настоящей статьей, являются основаниями для включения административного источника в полугодовой план проведения периодических проверок.

 

8. Отказ респондента от принятия заключения не является препятствием к совершению дальнейших процессуальных действий.

      8. Периодическая проверка проводится с посещением административного источника на основании полугодовых планов проведения периодической проверки, которые утверждаются первым руководителем ведомства уполномоченного органа не позднее 10 декабря года, предшествующего году проверки, и до 10 июня текущего календарного года и размещаются на его интернет-ресурсе не позднее 20 декабря года, предшествующего году проверок, и до 20 июня текущего календарного года.

      Полугодовые планы проведения периодической проверки включают:

      1) номер и дату утверждения плана;

      2) наименование государственного органа;

      3) наименование административного источника;

      4) место нахождения административного источника;

      5) предмет проверки;

      6) сроки проведения проверки;

      7) подпись лица, уполномоченного подписывать полугодовой план.

      Внесение изменений и дополнений в полугодовые планы проведения периодической проверки осуществляется в случаях ликвидации, реорганизации, изменения наименования административного источника, возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений.

      Измененные полугодовые планы проведения периодических проверок размещаются на интернет-ресурсе ведомства уполномоченного органа с отметкой об изменениях.

 

 

      9. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, должно быть исполнено в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения.

 

9. Внеплановая проверка проводится с посещением административного источника на основании:

      1) требования прокурора, материалов, поступивших из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

      2) сообщений или заявлений физических или юридических лиц по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

      3) сообщений в средствах массовой информации по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

      4) поручений органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.

 

      10. Респондент в случае несогласия с нарушениями, указанными в заключении, вправе направить в уполномоченный орган или Национальный Банк Республики Казахстан, направивший заключение, возражение с доставлением его в уполномоченный орган или Национальный Банк Республики Казахстан в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем вручения заключения.

 

      10. Ведомство уполномоченного органа и его территориальные подразделения обязаны уведомить административный источник о начале проведения периодической проверки не менее чем за трое суток, о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки по электронному документообороту или электронному адресу, полученному из официальных источников (интернет-ресурс административного источника), либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.

 

      11. Неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, предоставляет уполномоченному органу или Национальному Банку Республики Казахстан право возбудить административное производство.

 

 11. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений, прибывшие на проверку к административному источнику, обязаны предъявить акт о назначении проверки, служебное удостоверение либо идентификационную карту.

 

      12. Профилактический контроль без посещения респондента проводится в сроки, установленные в статистической форме.

      12. Началом срока проверки считается день вручения административному источнику акта о назначении проверки, в котором указываются:

      1) номер и дата акта;

      2) наименование государственного органа;

      3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;

      4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлекаемых для проведения проверки;

      5) наименование административного источника, его место нахождения;

      6) предмет назначенной проверки;

      7) вид проверки;

      8) срок проведения проверки;

      9) основания проведения проверки;

      10) проверяемый период;

      11) права и обязанности административного источника, предусмотренные настоящей статьей;

      12) подпись лица, уполномоченного подписывать акт;

      13) подпись руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя административного источника, о получении или об отказе в получении акта.

      Акты о назначении, приостановлении, возобновлении, прекращении и продлении проверок подписываются руководством ведомства уполномоченного органа или первым руководителем территориального подразделения ведомства уполномоченного органа и вручаются руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, для его ознакомления.

 

      13. Течение срока проверок приостанавливается на срок действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также в случаях осуществления административных производств и процедур, препятствующих проведению проверок.

      Течение срока проверок возобновляется в течение десяти рабочих дней со дня прекращения действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также прекращения административных производств и процедур, препятствующих проведению проверок.

      Течение срока проверок прекращается в случаях ликвидации административного источника.

      Сроки проведения проверок устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать тридцать рабочих дней с продлением на срок не более пятнадцати рабочих дней. Срок проведения проверок может быть продлен только один раз.

      Продление сроков проведения проверок оформляется дополнительным актом о продлении сроков проверки с уведомлением административного источника, в котором указываются дата и номер предыдущего акта о назначении проверки и причины продления. Уведомление о продлении срока проверки вручается административному источнику должностным лицом ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении.

 

      14. По результатам проверок должностным лицом ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения составляется заключение о результатах проверки, в котором указываются:

      1) номер, дата и место составления заключения;

      2) наименование государственного органа;

      3) дата и номер акта о назначении проверки (дополнительного акта о продлении срока при его наличии);

      4) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документах, удостоверяющих личность) и должности лиц, проводивших проверку;

      5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлеченных для проведения проверки;

      6) наименование административного источника, его место нахождения;

      7) вид проверки;

      8) срок и период проведения проверки;

      9) предмет проверки;

      10) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере;

      11) требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований;

      12) подписи должностных лиц, проводивших проверку;

      13) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с заключением руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя административного источника, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи.

      Первый экземпляр заключения о результатах проверки сдается в электронной форме в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр на бумажном носителе под роспись вручается руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, для ознакомления, третий экземпляр остается у ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения.

 

      15. Завершением срока проверок считается день вручения административному источнику заключения о результатах проверки.

 

      16. Нарушения, выявленные по результатам проверки, устраняются административным источником в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем завершения проверки, с обязательным представлением в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, составившее заключение материалов, доказывающих факт устранения нарушений.

В случае отсутствия нарушений при проведении проверки в заключении о результатах проверки производится соответствующая запись.

 

17. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверок или дистанционного контроля административный источник излагает их в письменном виде и направляет посредством электронного документооборота в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, составившее заключение, в течение пяти рабочих дней со дня завершения проверки.

      Ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение рассматривает замечания и (или) возражения административного источника к заключению в течение пятнадцати рабочих дней со дня их поступления и дает мотивированный ответ.

 

18. Требования об устранении выявленных нарушений, указанные в заключении об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, а также в заключении о результатах проверки, являются обязательными для исполнения административным источником.

 

19. При неисполнении заключения о результатах проверки возбуждается административное производство в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

 

     20. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений при проведении государственного контроля в отношении административных источников имеют право:

      1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения административного источника с соблюдением установленных требований пропускного и внутриобъектового режима;      

2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к результатам проверок и при необходимости использовать их в проведении дистанционного контроля;

      3) получать доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и иной охраняемой законом Республики Казахстан тайне;

      4) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных и иных организаций;

      5) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку;

      6) фиксировать на видеосъемку факты отказа выполнения обязательств административного источника, предусмотренных настоящей статьей.

 

      21. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений при осуществлении государственного контроля в отношении административных источников обязаны:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы административных источников;

      2) проводить дистанционный контроль и проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;

      3) не препятствовать установленному режиму работы административного источника в период проведения проверок;

      4) не препятствовать руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, присутствовать при проведении проверок, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверок;

      5) предоставлять административному источнику необходимую информацию, относящуюся к предмету проверок;

      6) вручить административному источнику заключение о результатах проверки или заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля;

      7) обеспечить сохранность и конфиденциальность документов и сведений, полученных в результате проведения дистанционного контроля и проверок;

      8) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

 

      22. Административные источники при проведении государственного контроля в отношении их вправе:

      1) не представлять документы и сведения, если они не относятся к предмету проводимого дистанционного контроля и проверок;

      2) по выявленным в результате дистанционного контроля и проверок нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат не позднее пяти рабочих дней обратиться в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение с обоснованным заявлением о продлении сроков устранения нарушений;

      3) обжаловать результаты дистанционного контроля и проверок, а также действия (бездействие) должностных лиц ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      4) фиксировать процесс осуществления проверок, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверок, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      23. Административные источники при проведении государственного контроля в отношении их обязаны:

      1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений на территорию и в помещения административного источника;

      2) представлять должностным лицам ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к заключению о результатах проверки;

      3) с соблюдением требований по охране либо иной охраняемой законом Республики Казахстан тайны доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки;

      4) делать отметки в акте о назначении проверки, заключении о результатах проверки;

      5) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверок, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;

      6) находиться по месту нахождения административного источника в назначенные сроки проверки, указанные в уведомлении о начале проведения проверки.

 

 

Информация об официальном опубликовании акта:

 газета "Егемен Қазақстан" № 67 (30796), 08.04.2024 г.,

газета "Казахстанская правда" № 67-68 (30194-30195), 08.04.2024 г.,

Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 11.04.2024 г.

 

Таким образом, после введения в действие, при выявлении непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, респонденты будут сразу привлекаться к административной ответственности в виде штрафа без проведения профилактического контроля.

 

При обнаружении недостоверных первичных статистических данных, респондентам будет отправлено извещение о необходимости внесения исправлений в статистические формы. Внесение корректировок может быть сделано путем повторного представления статистической формы или представления дополнительной информации для подтверждения достоверности данных в течение одного рабочего дня (ранее представлялось два дня).

 

При наличии достаточных оснований, указывающих на представление респондентами недостоверных первичных статистических данных, будет возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

 

#госконтроль #респонденты #госконтрольреспондентов #изменениявгосконтроле #ипба